О рубрике: Великие женщины Великой Отечественной: героини фронта и тыла. Исследовательские работы участников VIII ежегодных православных Свято-Елизаветинских муниципальных чтений Марксовского района, приуроченных к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Январь 2025 г. Исследовательская работа «Три монахини – герои Великой Отечественной войны».
(Часть 3) Авторы работы: учитель музыки и ОРКСЭ МОУ-СОШ №4 г. Маркса Ерузина Елена Михайловна,
учитель истории МОУ-СОШ №4 г. Маркса Обломова Лариса Анатольевна. Глава 3 Монахиня Елисавета (Дмитриева)
Вера Дмитриева родилась 27 августа 1923 года в селе Константиновка Петровского района Ставропольского края, в семье военного фельдшера. С особой любовью вспоминала матушка Елизавета свою бабушку Марфу:
«Была моя бабушка большая молитвенница. Это она научила меня молитвам. А как мудро приучала она меня к Евангелию. – Почитай, говорила она мне, почитай, бо я вже не бачу. Не заставляла меня читать, а просила помочь. Это была такая мудрость. Стала читать. Заинтересовалась. Времена были такие, что Библию могли отобрать. Могли и посадить. Поэтому ее прятали.» (1)
В 1939 году она поступила в школу медицинских сестёр в городе Бутурлиновке Воронежской области. Последний экзамен по хирургии сдала 22 июня 1941 года.
С 1943 по 1945 год В.И. Дмитриева — в рядах действующей армии, несла нелегкую службу в санитарных поездах и военных госпиталях. Довелось бывать и на передовой, выносить раненых бойцов и командиров с поля боя.
Вера Дмитриева тоже шла на войну верующей и рассказывала немало чудес, происходивших с ней в военное время. К вере ее с детства привлекла бабушка Марфа, которая была большой молитвенницей и даже имела от Бога пророческий дар. Тогда Вера только дивилась словам старушки, а потом увидела их исполнение своими глазами: «Будут люди богатые, но злые, будут девицы — бесстыжие лица. Будет еще одно избиение младенцев. Всего будет много, а ничего не купишь. Будете воду покупать».
С молитвой проходила войну будущая монахиня. Только Богу известно, сколько солдат вынесла с поля боя эта маленькая ростом медсестра и спасла. О проживании того трудного времени матушка вспоминала: «Я читала молитву, и страх как-то током в землю уходил, и слышно, как сердце бьется. И не боишься уже».
В начале войны она оказалась в госпитале на оккупированной территории Воронежской области. Там приходилось ей вместе с другими медиками укрывать и спасать от гибели раненых советских разведчиков. Затем Вера два года трудилась на передовой. Служила также в санитарных поездах и военных госпиталях.
Часто смерть стояла совсем близко, кругом умирали многие медики и медсестры, а она, хранимая Господом, даже ранена не была. Однажды она видела крыло своего Ангела-Хранителя, во время взрывов прикрывавшее ее от осколков. «Взрыв. А я смотрю, крыло меня прикрывает. Похожее на голубиное, только большое очень и уходит куда-то вверх. Отчетливо вижу его боковым зрением, а посмотрю прямо — оно исчезает. Осколки шелестят, режут все вокруг, а у меня даже шинель не задевает».
Был и другой случай на передовой при битве за станцию Синельниково. Раненых отправили, а Вера лежала в окопе с приступом малярии и температурой 40 градусов. Шел артобстрел, лязгали, приближаясь, танки, солдаты волновались, как будут отбиваться, а Вера в полубреду только непрестанно шептала 90 псалом. Прилетел снаряд и воткнулся в шаге от нее, но не разорвался. А танки все приближались. И вдруг, словно из ниоткуда, налетели советские самолеты и быстро остановили фашистское наступление. Наши бойцы чуть не плакали от радости, говорили Вере: «Ты в сорочке родилась. Мы ведь тебя хотели убить, чтобы в плен не попасть, а потом себя. Бросали жребий, кто тебя… Ни у кого рука не поднялась… А, тут — наши…». Вновь Господь сохранил.
Удивительной любовью к людям обладала будущая монахиня. Она жалела даже пленных немцев, защищала их и оплакивала. Однажды Вера увидела, как красноармейцы избивают пленного немца, и бросилась останавливать их, спасая несчастного: «Взяли — нечего бить. Ведите куда надо, там разберутся».
По окончании войны медсестра-герой была награждена орденом Отечественной войны и медалью «За победу над Германией». Продолжила свою сестринскую службу она уже в гражданских больницах и поликлиниках. В конце 40-х годов она перебралась на Дальний восток. Поселилась в г. Хабаровске, где долгое время трудилась медсестрой в 301-м военном госпитале. Жила в маленькой квартирке под Казачьей горой, недалеко от госпиталя. Не в монастыре жила, в миру. Приходили к ней люди, всех встречала она с любовью.
Малую схиму Вера Дмитриева приняла в глубокой старости, став одной из первых монахинь Хабаровска. При постриге в 2000 г. она получила новое имя в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Федоровны. Как и ее небесная покровительница, матушка всю жизнь посвятила служению страждущим. Матушка Елизавета записывала для памяти некоторые военные эпизоды. В бесхитростных стихах описала то, что пришлось ей пережить:
«Меня Господь провёл через войну.
Хранил меня от пуль и от снарядов.
Я перед Ним осознаю вину,
Как вспомню – слёзы льются градом.
Мой светлый ангел был всегда со мной,
Я под его крылом была хранима,
Хоть страшен был мне миномётный вой,
Но все осколки пролетели мимо…
Медсёстры видели погибших на полях
И раненых, больных и обожжённых,
Их выносили на своих руках,
Писали письма матерям и жёнам.
С молитвою мы были на войне.
Поэтому, надеюсь, сохранились.
Я маму видела в коротком сне.
Они, конечно, с бабушкой молились.
А ведь молились многие на фронте.
Кто как умел, как знал и кто как мог.
И в самую ужасную минуту я повторяла:
«Да воскреснет Бог!»
Стонали раненые:
– Господи, помилуй.
Сестра, спаси, сестрица, помоги!..
Снаряды падали то рядом, то летели мимо…
И да воскреснет Бог, и расточатся лютые враги!» (2)
«Навещая матушку в её маленькой квартирке неподалеку от военного госпиталя, в котором она работала санитаркой долгие годы, – вспоминает священник Игорь Сальников, – я привык видеть живой, неунывающей.
Глаза её казалось никогда не потухали, всегда из них шло тихое сияние.
После себя кроме храмов, на которые постоянно собирала деньги, она оставила стихи, несколько удивительных военных историй похожих на “Крыло Ангела”. Даже странно видеть её на портрете “Бессмертного полка” в детских руках. Хотя безусловно она этого заслужила более, чем кто-либо».
Матушка – одна из первых монахинь Хабаровской епархии. Она – один из инициаторов создания часовни и храма преподобного Серафима Саровского в Северном микрорайоне Хабаровска. Была председателем попечительского совета по созданию часовни Серафима Саровского.
Как и её Небесная покровительница, матушка Елисавета (Дмитриева) всю жизнь посвятила служению страждущим.
Монахиня Елисавета мирно почила после тяжелой болезни 2 ноября 2010 года.
Заключение
Именно благодаря таким людям, как Наталья Малышева, Екатерина Ошарина, Вера Дмитриева в 1945 году фашизм был побежден. И одному Богу известно, сколько раз враг рода человеческого был посрамлен через духовные подвиги этих монахинь после войны. Пусть же молитвами дорогих матушек Адрианы, Софии и Елисаветы Господь нас помилует, укрепит в вере и вдохновит на подобные самоотверженные поступки ради Христа и наших ближних!
Как вспоминала потом матушка Елисавета, «ангел хранил её от пуль и осколков, да и самих фашистов».(3)
Источники:
1. https://www.pravmir.ru/zhivoj-golos-matushki-elizavety/
2. https://www.slovoart.ru/node/580
3. http://pravkhabarovsk.ru/blog/neunyvajushhaja-matushka-elizaveta/